Main Menu

Школа: ФОРМА И СОДЕРЖАНИЕ

Я захожу в 3а  класс 65-го эколого-экономического лицея. Учительница Наталья Николаевна Семенова — нарядная, в серебристо-сером модном костюме. 31 ребенок встает, приветствуя  меня. Глаз радуется: дети в нарядных белых блузках и рубашках, темный низ — юбочки, брюки. 

…Форма. В одних школах  ее называют «деловой» в других — «офисной», в третьих — просто «форма».

Письменного распоряжения о форме для школьников из Министерства образования не поступало, были устные «рекомендации», но наши учителя  — законопослушные люди. Указания выполнены во всех школах и классах. Пошли  по самому   легкому  пути: белый верх — черный низ.

В наших условиях это самый реальный путь. Разрабатывать, шить, покупать специальную школьную форму  в условиях республики  нереально и долго.

Ну и что! И так неплохо, совсем неплохо! Я была во многих школах — форма соблюдается. Не обязательно черный низ — это может быть бордовый или какой-либо другой цвет, но обязательно темный.

Я беседую с третьеклассницей Сашей Прясловой:

— Сашенька, тебе нравится, что вы все одинаково одеты?

— Да,  это красиво!

— А кто стирает, гладит блузочку?

— Когда мама, когда я сама.

— А нарядные платья у тебя есть?

—  Есть, но я их надеваю, когда иду в гости, на праздник.

— А вот у твоей  подружки кофточка шелковая, а у тебя простая — не завидно?

— Нет, она ведь и у нее, и у меня белая.

Да, единая форма устраняет многие противоречия социального, имущественного порядка, которые  мешают воспитанию, образованию, общению в школе. Дети меньше разделены, меньше противопоставлены друг другу. Да и матери освобождены от стремления одеть ребенка так, чтобы равных ему в классе не было.

Все меняется. Совсем недавно школьная форма состояла из коричневого платья и черного фартука. Мне приятно вспомнить об этой форме. Но почему-то  она исчезла из школ. Каждому времени свои песни.

Сразу после войны я пошла в школу в кофточке, связанной из грубой шерсти, и в калошах, склеенных из старых автомобильных покрышек. Другого не было. Вот и такое хранит память.

Я преподаватель истории и хорошо знаю, как зависит наша одежда  от времени, в котором мы живем, как меняются названия  тканей, их цвета. Сейчас читаю  интереснейшую книгу  Р. Кирсановой «Розовая  ксандрейка  и драдедамовый платок». Это история костюма ХIХ века. Узнаю интереснейшие вещи. Оказывается, вся  верхняя одежда у мужчин называлась «шинелью» и у нее в ХIХ веке было до двадцати воротников!

А если шинель  была горохового цвета, то это означало, что  человек имеет отношение к охранке.

А как вам женский головной убор кичка, весивший около пяти килограммов?! А цвет бедра испуганной нимфы, влюбленной жабы, упавшей в обморок  лягушки? Термины, официально употреблявшиеся в моде ХIХ века.

По покрою одежды, головному убору кыргызской  женщины  можно было узнать ее возраст, положение, состоит ли она в браке и многое другое.

Иногда наша одежда, «форма»  вызваны условиями, обстоятельствами. Преподаватель Бишкекского сельхозинститута рассказывал мне, что совсем недавно все преподаватели этого учебного заведения  ходили на лекции  в одинаковых синих, а в лабораториях — в белых халатах.  Почему? Оказывается, студенты в то время одевались  богаче и красивее, чем преподаватели, и  вынужденно прятали свои костюмы под рабочими халатами.

Да, ученики у нас в форме. А как с преподавателями, учителями? Я беседую с завучем  учебно-воспитательного  комплекса школы-гимназии № 12 Кондратьевой  Ларисой Александровной. Молодая, стройная, красивая  женщина. Она рассказывает: «Живем  по школьному уставу. В нем записано: «учащиеся приходят в школу  в офисной форме». Дети привыкли, но бывают случаи — приходят не в форме. Тогда мы не отправляем их домой переодеваться. Толерантно беседуем, иногда звоним родителям, и все приходит  в норму. Учителя одеты прилично — ни откровенных выкатов в платьях, ни очень коротких юбок нет. С утра дежурный администратор осматривает классы, следит за присутствием, формой. Трудновато — в школе  2 600 учащихся при норме  800. В классах — по 45 человек.  С зарплатой вообще крах, особенно у пожилых учителей.

Наталья Николаевна Семенова из 65-й гимназии  — с ленинградским педагогическим образованием, 36 лет стажа, в этой школе работает 14 лет, ведет две ставки, так как за одну со всеми городскими добавками получает всего 4 тысячи сомов.

— Мы уйдем, молодые не придут на такую зарплату, — говорит она. Наталья Николаевна рассказывает, что в России учитель младших классов получает 65 тысяч рублей и Путин, придавая большое значение обучению детей в начальной школе, обещает еще добавить. Она добавила, что ее бывшая ученица, ныне депутат парламента Н. Никитенко сказала, что эта проблема знакома нардепам и будет решаться на парламентском уровне.

Будем надеяться!

Зоя АНДРЕЕВА,

 старейший педагог

 республики.  






Добавить комментарий